Нужен ли Буратино второй нос. Повесть о загружаемом контенте. [Новогодняя халява inside]
В начале было слово. И слово было Playstation... Нет, не так. В начале было слово. И слово было Xbox... Нет, опять не то. В начале было слово. И слово было Dreamcast.
Предания говорят о том, что сама идея появилась и того раньше. Правда, в привычном нам виде за DLC, то есть за дополнительный загружаемый контент, мы платим без пяти минут 10 лет. И платим, судя по исследованиям EEDAR, немало: только в уходящем году 51% владельцев PlayStation 3 и Xbox 360 потратили свои кровные на маппаки, скины и новое оружие. Специалисты оценивают выручку с этих продаж в районе 875 миллионов вечнозеленых. Что особенно неплохо с учетом того, что в прошлом году владельцы приставок причащались в Xbox Live Marketplace и PlayStation Network более чем на 10% реже. Иными словами, рынок растет если не на дрожжах, то на чем-то очень похожем.
Вот только к добру ли это? Все чаще создается впечатление, что разработчики просто издеваются: рассматривать как-то иначе предложение купить комплект из меча и трех элементов брони по цене стоящей инди-игры просто не получается. Долго потом не можешь отделаться от чувства, что поиграл в корейскую free-to-play MMO. Но это еще полбеды. Куда хуже, когда разработчики намеренным хирургическим вмешательством удаляют у игры печень, чтобы потом вылечить пациента. За отдельную плату, разумеется. Свежа еще память о приснопамятном «Versus Mode» для Resident Evil 5, весившем... 2 мегабайта.
Но пора вернуться в прошлое. В голове не укладывается, но когда-то сама идея загружать игры с помощью всемирной сети казалась дикой. Первопроходцем выступила компания Atari co своей Atari 2600 (в девичестве Atari VCS), появившейся на свет под Рождество 1977 года. (Любительские игры для этой приставки, к слову, выходят до сих пор.) Пользователям был представлен сервис «GameLine», позволявший загружать игры через телефонную линию. Нововведение не имело ошеломительного успеха, но, безусловно, стало эпохальным событием для цифровой дистрибуции: первенец, как-никак. В общей сложности геймеры могли загрузить аж 76 игр. Лишь через 17 лет подтянулась SEGA co своим «Sega Channel», позволявшим обзаводиться новыми играми для пожилой уже тогда Sega Mega Drive с помощью телевизионного кабеля.
Не остались в стороне и персональные компьютеры. Большой вклад в современный облик цифровой дистрибуции (и, в частности, рынка DLC) внесли любительские моды. Голодные студенты, как это водится, не имели возможности распространять свои творения на каких-либо материальных носителях. А вот дорваться до интернета и выставить свою модификацию (или даже, чем черт ни шутит, игру) на всеобщее обозрение представлялось довольно заманчивой и, главное, выполнимой перспективой. Все это добро, разумеется, не стоило ни копейки и распространялось на правах благотворительности. Последнее долгими ночами не давало покоя лидерам молодой индустрии с калькуляторами в головах. А ведь все хотят крепко спать, правда?
Начало начал.
Первой ласточкой стала безвременно почившая консоль Dreamcast от SEGA. Она имела встроенный модем и довольно приличный набор загружаемых дополнений. К сожалению, реализация хромала на обе ноги: из-за технических ограничений разработчикам не удавалось развернуться по полной. Эксперимент был признан провалившимся, что, вполне возможно, внесло свой свой вклад в смерть приставки.
Успешное внедрение загружаемого контента впервые удалось провернуть Microsoft с ее Xbox. Наличие жесткого диска, пришедшего на смену отжившим свое картам памяти, развязало руки как издателям, так и разработчикам. Splinter Cell, Halo 2 и Ninja Gaiden - это лишь самые популярные игры, которые вовсю использовали новые возможности приставки. Сразу после запуска консоли сервис Xbox Live, с помощью которого все это распространялось, почувствовал себя как Steam в период новогодних распродаж.
В те золотые времена с геймеров за добавку не требовали ни цента. Но все хорошее, к сожалению, слишком быстро кончается: Microsoft быстро смекнула, какие денежные потоки проходят мимо ее ловких ручек. Вскоре за дополнительный контент к собственным играм компания стала требовать деньги, и уже в 2002 году DLC стали такими, какими мы их знаем сейчас: платными и зачастую мизерными. Первый опытный образец этой бизнес-системы прижился в игре MechAssault.
Но конкуренты не спали. В кратчайшие сроки Sony запустила свой PlayStation Store, практически полностью копирующий функционал детища Microsoft, а вскоре опыт коллег по цеху переняла и Nintendo, обзаведясь Wii Shop Channel. Правда, последняя в сравнении с лидерами индустрии выглядит белой и пушистой: количество DLC здесь божеское, цены не кусаются, да и большинство из них предназначено для старых игр, эмулирующихся на Wii и DS и полностью бесплатны. Словно в противовес мягкой политике Nintendo в декабре 2006 года Sony выпустила бесплатную Gran Turismo HD. В игре был всего один трек, два режима (Time Trial и Drift Trial) и десять автомобилей, часть из которых была добавлена в следующем году апрельским обновлением. Весь остальной контент предлагалось приобретать с помощью микроплатежей. К счастью, этот подход себя не оправдал и эксперимент быстро свернули.
Бочка дегтя.
Нынче DLC-модель хают как только можно. Я тоже хаю. Потому что есть за что.
Помимо уже упоминавшейся лужи с Resident Evil 5 в пользу теории "намеренного обрезания" игр говорит еще один интересный факт: многие дополнения в Marketplace являются ... лишь ключами. И ослу понятно, что они открывают заблокированные ранее возможности. Чем не способ заставить игроков во второй раз заплатить за купленную уже игру?
Немалое значение имеет и денежный вопрос: цены на DLC ... как бы это помягче сказать... кусаются. Частенько все эти новые карты и доспехи в сумме превосходят стоимость оригинальной игры. Множество нареканий также вызывает и курс издательских валют: чтобы что-то приобрести в Xbox Live Marketplace, геймеры должны переплатить около 5 долларов только за конвертацию своих кровных в придуманную валюту. Именно это, вкупе с невозможность вернуть или обменять DLC, по данным EEDAR вызывает больше всего недовольства среди игроков.
Вызывает недоумение и политика Microsoft. Компания не раз подвергалась нападкам за то, что огнем и мечом заставляет своих разработчиков создавать платный контент. Попала под раздачу и Epic Games, регулярно радовавшая фанатов бесплатными обновлениями своих игр: начиная с Gears of War, тратить денежки пришлось и им. Даже и слово-то не сразу найдешь, чтобы культурно отозваться об издателе.
Что день грядущий нам готовит?
DLC прижились не сразу, но в последнее время все больше и больше компаний предпочитают клепать дополнительный контент в перерывах между настоящим делом. И занимаются этим не абы кто, а люди, стоявшие у истоков индустрии и сделавшие ее такой, какой она есть. Не стоит разглагольствовать: каждый из вас и так выпалит десяток маститых студий, занимающихся подобной "подработкой". Конечно, есть исключения вроде CD Project, но с каждым годом их количество снижается подобно количеству книжных магазинов в моем городе.
К слову, уже знакомые нам ребята из EEDAR пророчат очередной скачок в этом сегменте рынка. Может быть, это и неплохо, - ведь у DLC, несомненно, огромный потенциал по улучшению игр как вглубь, так и вширь. Мне ни в коем случае не жаль заплатить разработчикам за проделанную работу. Просто очень не хочется чувствовать себя дойной коровой, из которой выжимают последнее молоко за возможность пощипать травку на и без того бесплатном лугу. Буратино не нужен второй нос. Запихните куда-нибудь подальше и третий. Лучше смастерите новый или выпилите бедняге братика.
Промотали вы или прочитали пост - не суть важно. Вот она, обещанная халява. Правда, скромненькая, но уж не обессудьте. Завтра вечером я отдам в добрые и заботливые руки 2 и выше уровня замечательный, если верить Metacritics, инди-квест Gemini Rue. Отдам гифтом, так что все, пришедшие сюда с целью наживы, могут идти обратно на плати.ру или откуда там они пришли. Препятствием для меня самого стал не только жанр, (туповаты мы с приятелями, что поделать) но и язык: с моим знанием английского только в шутеры и играть. Если для вас это не проблема, то каким угодно образом намекните мне о желании заполучить игру в комментариях. Attention! Прошу вас последовать моему примеру и не пытаться заграбастать себе в профиль еще одну иконку. Пусть игра достанется тому, кто будет в нее играть и получит от этого удовольствие.
Ну а чтобы хоть как-то скрасить бедность ассортимента в моей халяве, я окончательно разорю свой золотомонетный резерв и подарю кому-нибудь подарок. То есть не просто кому-нибудь, а кому-нибудь из тех, кто будет участвовать в дискуссии по заданной постом теме (буде такая завяжется) и поделится с окружающими своей версией событий. Флуд и односложные предложения, кстати, не считаются. Тут все, как и в предыдущем случае, решит его величество рандом.
Регулярно покупаю, ведь мне не жалко денег на игры. | 6.8% | |||
Ругаю на чем свет стоит и даже вида их не переношу! | 10.8% | |||
Пару раз покупал для самой любимой игры, но в целом концепцию не одобряю. | 62.2% | |||
Какие еще DLC? На моем трекере нормальные репаки, сразу со всеми DLC!!1 | 20.3% |